С 1 июня 2018 года вступают в силу изменения в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации, расширяющие применение института присяжных заседателей. Это расширение будет происходить за счет распространения института присяжных заседателей на районные суды и гарнизонные военные суды, составляющие основное звено судебной системы России.
В соответствии с изменениями, судьи районного суда и коллегия из 6 присяжных заседателей будут рассматривать по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью 2, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса РФ, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (это уголовные дела в отношении женщин, несовершеннолетних и мужчин старше 60 лет), а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 105 и частью четвертой статьи 111 УК РФ.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей имеет свою специфику. Приговор в отношении подсудимого выносится судьей на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, которые свое решение о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления не мотивируют.
Вердикт является обязательным для председательствующего. При этом, обвинительным считается вердикт, если на вопрос о виновности подсудимого проголосовало больше половины присяжных заседателей. В настоящее время коллегия присяжных заседателей состоит из 12 человек, которые по итогам рассмотрения уголовного дела в совещательной комнате принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. С 1 июня 2018 года основной состав коллегии присяжных в судах субъектов (областных, краевых судах) будет состоять из 8 человек, а при рассмотрении дела в районных судах - из 6 человек. При равном разделении количества голосов присяжных заседателей «за» и «против» вердикт считается оправдательным.
Основанием для отмены приговора, постановленного в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей, могут являться лишь существенные процедурные нарушения закона, допущенные в ходе судебного разбирательства.
Приговор, постановленный на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей, не может быть обжалован осужденным и его защитником по мотивам несоответствия выводов суда, изложенных вприговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, а именно, по мотиву недоказанности вины, отсутствия доказательств причастности к инкриминируемому преступлению.
Как же происходит формирование коллегии присяжных заседателей и кто из кандидатов может в нее войти?
Формирование коллегии присяжных заседателей является процедурой строго регламентированной законом. Данная процедура представляет собой отбор сторонами из числа явившихся кандидатов тех лиц, которые в силу закона, а также с учетом мнения сторон - обвинения и защиты, могут войти в коллегию присяжных заседателей и в дальнейшем будут способны вынести объективное и беспристрастное решение по делу, именуемое вердиктом.
Кандидаты в присяжные заседатели вызываются в судебное заседание согласно отбору, производимому путем случайной компьютерной выборки из общего списка избирателей, который утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации один раз в четыре года. В списки включается необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории данного субъекта.
Канцелярией суда присяжных на основании судебного постановления вызывается определенное количество кандидатов в присяжные заседатели. Далее в закрытом судебном заседании судьей с участием сторон обвинения (прокурора и потерпевшего) и защиты (адвоката и подсудимого) проводится процедура формирования коллегии присяжных заседателей.
Судом, а затем сторонами поочередно, проводится опрос кандидатов, ответы которых фиксируются в протоколе судебного заседания. Затем сторонами обвинения и защиты заявляются мотивированные и немотивированные отводы тем кандидатам, которые в силу закона или по иным причинам не могут входить в коллегию присяжных заседателей. Председательствующий принимает решение об удовлетворении заявленных отводов и доводит свое решение до сведения сторон.
В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 113 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
- имеющие непогашенную или неснятую судимость;
- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Кроме того, в соответствии с указанным Федеральным законом гражданин, включенный в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключается из указанных списков в случаях подачи им заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
- лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
- лицом, достигшим возраста 65 лет;
- лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
- гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;
- судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;
- имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, уволенным со службы в указанных органах, в течение пяти лет со дня увольнения;
- священнослужителем.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 326 Уголовно- процессуального кодекса РФ одно и тоже лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.
В силу части 7 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса РФ от исполнения обязанности присяжных заседателей по их письменному или устному согласию могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участвовать в отправлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
При выявлении несовпадений данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, с паспортными данными кандидата, он также не может принимать участие в формировании коллегии присяжных заседателей.
При наличии какого-либо из перечисленных обстоятельств кандидаты в присяжные заседатели освобождаются судьей от участия в рассмотрении дела.
После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
Дальнейшее рассмотрение уголовного дела с участием сформированной коллегии присяжных заседателей проводится в соответствии с Главой 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
При этом, особенностями судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей является то, что не подлежат исследованию в присутствии коллегии присяжных заседателей сведения о личности подсудимого, потерпевших, вопросы производства следственных действий, законности получения тех или иных доказательств, а лишь исследуются те фактические обстоятельства дела, которые подтверждают предъявленное подсудимому обвинение.