Вопрос

Ответ

Что такое твердые коммунальные отходы?

 

Твердые коммунальные отходы (ТКО) - это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления людьми. Сюда входят: пищевые отходы, тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты, а также крупногабаритные отходы, например, старая или сломанная мебель, бытовая техника, электроприборы.

К ТКО также относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые по своему составу аналогичны отходам, образующимся у населения.

 

Зачем Вологодской области нужна реформа в сфере обращения с ТКО?

 

Необходимость реформы в сфере обращения с ТКО возникла не только в Вологодской области, но и во всей России.

Ежегодно в России образуется порядка 70 млн. тонн ТКО. Но из-за отсутствия современных комплексов по обращению с отходами большая часть этих отходов просто «кидается на землю», нанося тем самым огромный вред окружающей среде и здоровью человека.

Многие регионы оказались на грани мусорного коллапса. Фактически сложилась ситуация, что полигоны начали подступать к городам. Большинство из них морально и технологически устарели. Они построены еще в середине прошлого века и не были рассчитаны на такой объем отходов.

Сильно изменился и состав мусора. Появился, например, пластик, который разлагается столетиями.

Все это требует принципиально нового подхода. Если систему обращения с отходами не привести в порядок сейчас, мы задохнемся уже завтра.

Глобальная стратегическая задача реформы – сократить объём захораниваемых отходов, обеспечить их вовлечение во вторичный оборот, полностью очистить страну от несанкционированных свалок. Работа новой системы обращения с ТКО призвана обеспечить полный цикл движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.

Еще одна цель реформы – создание максимально прозрачной системы обращения с ТКО, понятной не только бизнесу и власти, но и простому жителю.

Вводится институт региональных операторов, которые будут отвечать за всю цепочку обращения с отходами и нести за это ответственность.

 

Для чего нужны региональные операторы?

Региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО с собственниками отходов.

Именно региональный оператор обязан обеспечить сбор, вывоз, обезвреживание, сортировку, переработку, захоронение ТКО в зоне своей деятельности и нести ответственность за «путь» отхода от контейнера до полигона.

 

Кто должен заключать договоры с региональным оператором?

 

Заключить договор с региональным оператором обязаны все, у кого образуются твердые коммунальные отходы:

- жители. В многоквартирных домах договор заключает компания, управляющая многоквартирным. Также жители многоквартирных домов имеют право заключить прямой договор (если такое решение было принято на общем собрании собственников жилья). Жители частных домов заключают договор с региональным оператором каждый самостоятельно.

- юридические лица и индивидуальные предприниматели,

- садоводческие товарищества,

- гаражные кооперативы.

 

Можно ли отказаться от заключения договора с региональным оператором?

 

Лица, у которых образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором. Такая обязанность предусмотрено и Жилищным кодексом, и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Заключение договора с региональным оператором не требуется, если у предприятия (организации) образуются отходы, не относящиеся к ТКО (например, промышленные, медицинские).

 

Почему изменилась плата за мусор?

С 1 января 2019 года меняется принцип оплаты: услуга по обращению с ТКО становится не жилищной, а коммунальной, и плата будет взиматься в зависимости от количества проживающих человек, а не от площади помещения, что логично, так как мусор образуют люди, а не квадратные метры.

Соответственно, плата вырастет для тех, у кого в квартире прописано большое количество прописанных. А если в ней живет всего один человек, она даже уменьшится.

Стоит отметить, что ранее взимаемая плата за обращение с ТКО должна быть исключена из состава жилищных услуг.

Рост платы за обращение с отходами будет болезненным для жителей частного сектора, так как они платили меньше, чем владельцы квартир, или не платили вовсе. При этом мусора они производят не меньше, чем жители многоквартирных домов. Поэтому распределение платы вполне справедливое.

Плата граждан определяется исходя из тарифа регионального оператора и норматива накопления ТКО.

Для регионального оператора устанавливается единый тариф во всей зоне его деятельности. Вологодская область поделена на две зоны деятельности региональных операторов: Восточная и Западная, для каждой из них выбран свой региональный оператор, каждому региональному оператору установлен свой тариф. Соответственно, и плата в Восточной и Западной зонах будет отличаться.

Плата станет больше, но на это есть объективные причины.

В соответствии с законодательством единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО включает в себя расходы на обработку (сортировку) и захоронение ТКО, расходы на транспортирование ТКО, собственные расходы регионального оператора.

Самая большая часть затрат в тарифе – это услуги перевозчиков. На территории области плечо перевозки отходов колеблется от 6,5 до 268 км. Большие транспортные плечи объясняются тем, что отходы необходимо захоранивать только на объектах, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), а такие объекты на сегодняшний день существуют не в каждом районе.

В состав платы на захоронение ТКО включается и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую раньше вносили только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Сейчас плата за НВОС должна вноситься за весь объем отходов, который поступит на полигон, в том числе и от населения. За счет платы за НВОС планируется выполнение мероприятий, в том числе ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация полигонов ТКО, строительство новых и реконструкция существующих объектов обращения с ТКО.

Одним из показателей деятельности региональных операторов – организация сбора ТКО со всех населенных пунктов, где проживают люди.

Сегодня охват населения данной услугой составляет около 70 %, в основном в городах, районных центрах и довольно крупных населенных пунктах.

К 2024 году данная цифра должна увеличиться до 99,9% за счет вывоза ТКО и из малонаселенных отдаленных деревень.

С 1 января 2019 года ставка НДС, которая также включена в состав тарифа, увеличивается с 18 до 20%.

Как будет взиматься плата за обращение с ТКО, если в квартире нет зарегистрированных граждан, или же, если человек прописан в нашем регионе, а переехал и учится или работает в другом?

 

В случае если в квартире нет зарегистрированных граждан, плата за обращение с ТКО начисляется в зависимости от количества собственников жилого помещения.

За период временного отсутствия гражданина по месту жительства (например, если человек находится в отъезде, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах) возможен перерасчет. Если потребитель отсутствует дома более пяти полных календарных дней подряд, он вправе написать заявление региональному оператору, который произведет перерасчет. При этом факт отсутствия необходимо подтвердить документально. Перечень документов содержится в пункте 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

 

Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

 

Услуга по обращению с ТКО становится коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие коммунальные услуги. Уточнить, каким категориям граждан предоставляются льготы, можно на сайте регионального оператора в разделе «Потребителям».

 

Какими могут быть последствия отказа оплачивать коммунальную услугу за обращение с ТКО?

 

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым также относится обращение с ТКО. Региональный оператор вправе подать на собственника жилья в суд, чтобы взыскать с него задолженность. В итоге к плате за обращение с отходами добавятся пеня и судебные издержки.

 

Решение каких вопросов в сфере обращения с отходами относится к полномочиям органов местного самоуправления??

 

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации накопления ТКО, в том числе: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также вопросы организации экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с отходами.

Пунктом 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 определено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Также Правилами обустройства мест накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.

 

Какая роль управляющих компаний в новой системе обращения с ТКО?

В соответствии с изменениями, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, к полномочиям управляющих компаний отнесено выполнение работ по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО. Под «уборкой мест погрузки ТКО» понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включают в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО); а также организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;

проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

 

Кто должен вывозить крупногабаритный мусор, ветки, смёт с улиц?

Крупногабаритные отходы (КГО) входят в категорию твердых коммунальных отходов, а значит, это сфера ответственности региональных операторов. К КГО, например, относится мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы. Складировать крупногабаритные отходы следует в бункерах-накопителях или на специальных площадках. Региональный оператор должен вывозить КГО по мере накопления или по заявкам жителей.

При этом смет с придомовой территории МКД входит в состав ТКО, а смет, который появился в результате уборки улиц, отходы, образовавшиеся в результате спила деревьев и им подобные, должны убираться коммунальными службами.