С 2019 года граждан будут уведомлять о конкретных суммах возможных финансовых потерь при досрочном переводе пенсионных накоплений*. Информация будет содержаться в заявлении о переводе, которое необходимо заполнить в ПФР или на Портале госуслуг.
Также со следующего года подать заявление о переводе пенсионных накоплений можно будет лично (через представителя) в Пенсионном фонде или через Портал. С курьером или почтой, как сейчас, направить заявления уже не получится.
При переходе (в том числе и досрочном) гражданина из НПФ в ПФР или другой НПФ Пенсионный фонд будет сообщать о поданном заявлении в тот негосударственный пенсионный фонд, из которого гражданин собирается перевести свои накопления. Такая схема позволит гарантированно довести до человека информацию обо всех рисках досрочного перехода (текущий страховщик обязательно свяжется с гражданином и сообщит о возможных потерях при переходе).
Если гражданин подал заявление о переходе, а потом передумал, то необходимо будет направить уведомление об отказе от смены страховщика. Это еще одно нововведение в части перевода пенсионных накоплений. Сейчас действует следующая схема: если гражданин передумал, он имеет право подать новое заявление о переходе. Рассматриваться в данном случае будет последнее обращение. С 2019 года в аналогичной ситуации по последнему заявлению будет принято отрицательное решение, так как гражданин не направил уведомление об отказе. И рассматриваться будет только то заявление, которое подано первым.
При переходе в НПФ необходимо указать реквизиты договора с этим негосударственным пенсионным фондом. В противном случае заявление останется без рассмотрения.
Изменения в законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2019 года, направлены на повышение уровня информированности граждан о правовых последствиях досрочного перевода пенсионных накоплений. Счетная палата РФ оценила потери россиян в результате досрочной смены страховщика в 82 миллиарда рублей за три года (2015-2017 гг).