На часто возникающие вопросы по предоставлению услуг Росреестра в электронном виде, порядку их получения, составу, требованиях при предоставлении запроса, а также их преимуществах отвечает начальник отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Вологодской области Дмитрий Калинин.

Вопрос: Для чего Росреестру нужно внедрять услуги в электронном виде?

Ответ: Предоставление услуг в электронном виде – основной вектор развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям у граждан и бизнеса появилась возможность напрямую обратиться в Росреестр. При этом исключено влияние человеческого фактора: заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника, а также не теряет времени на визит в офис.

Электронные услуги Росреестра - это удобно и выгодно.
В настоящее время на портале Росреестра – http://www.rosreestr.ru доступны все наиболее востребованные услуги: государственная регистрация прав, кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Ознакомиться с полным перечнем электронных услуг Росреестра можно в разделе «Электронные услуги и сервисы».

Выбор способа подачи документов для оказания государственных услуг определяется заявителем самостоятельно. Вместе с тем, все указанные услуги Росреестра могут быть получены без личного посещения офисов приема-выдачи – в электронном виде (при наличии доступа к сети «Интернет»).

Перевод услуг в электронный вид – приоритетное направление повышения качества услуг Росреестра, в том числе оказываемых Управлением Росреестра по Вологодской области.

  Возможность получения государственных услуг Росреестра в электронном виде повышает доступность и комфортность предлагаемых услуг, а также защищает права и законные интересы участников имущественного оборота.

 

Вопрос: Какие услуги Росреестра можно получить в электронном виде и насколько они востребованы?

Ответ: Сейчас с помощью интернет - портала Росреестра заявители могут:

- предварительно записаться в любой из доступных офисов кадастровой палаты для подачи (получения) документов на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет или на предоставление сведений из ЕГРН;

- проверить, в каком статусе находится поданная заявка/запрос на получение услуги посредством электронного сервиса «Проверка статуса запроса». Для этого в разделе «Государственные услуги – Электронные услуги и сервисы – «Проверка исполнения запроса (заявления)» необходимо ввести номер запроса (заявления). Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени;

- посмотреть справочную информацию по объектам недвижимости в режиме online. Данный сервис дает возможность просмотра общедоступной информации об объекте недвижимости, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости: о кадастровом номере, адресе объекта, его характеристиках, о наличии зарегистрированных прав (без указания сведений о собственнике);

- воспользоваться публичной кадастровой картой, которая предоставляет справочную информацию о земельных участках и единицах кадастрового деления;

- запросить сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, посредством заполнения формы, размещенной на Интернет-портале. При этом необходимо отметить, что стоимость предоставления сведений в виде электронного документа ниже, чем его аналога на бумажном носителе. После того как запрос будет выполнен, подготовленные сведения можно будет скачать на портале, указав  уникальный код, присвоенный при формировании запроса. Также на сайте имеется возможность онлайн-проверки статуса поданного запроса;

- получать сведения Единого государственного реестра недвижимости посредством получения ключа доступа к информационному ресурсу. Доступ к информационному ресурсу позволяет оперативно осуществлять поиск, просмотр и копирование общедоступных сведений об объектах недвижимости, а также осуществлять запрос и копирование сведений ограниченного доступа о правах отдельного лица и об объекте недвижимости (в объеме выписки из ЕГРН).

Об уровне востребованности электронных услуг Росреестра говорит тот факт, что в 2016 году доля услуг по предоставлению сведений из реестра прав в электронном виде на территории Вологодской области составила более половины от общего количества обращений.

В то же время доля электронной государственной регистрации прав, которая появилась с середины 2015 года, сейчас составляет менее 1 %. При этом, в основном, используют возможность электронной регистрации прав органы государственной власти, органы местного самоуправления, нотариусы и крупные юридические лица. Граждане либо не знают о такой возможности либо она для них невыгодна по сравнению с обычными способами представления документов

Вопрос: Есть ли какие-то дополнительные требования при предоставлении запроса или заявления в электронном виде?

Ответ: Следует заметить, что для получения некоторых услуг в электронном виде (например, для подачи запроса о предоставлении сведений ограниченного доступа, подачи документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учёт) необходимо получение электронной цифровой подписи, которая выдается любым сертифицированным удостоверяющим центром на территории Вологодской области. В настоящее время на портале Росреестра размещен список удостоверяющих центров, прошедших сертификацию в Росреестре.

Основной проблемой в настоящее время является отсутствие единых требований, предъявляемых к электронной подписи при получении всех государственных услуг. Большинство физических лиц и юридических лиц не заинтересовано приобретать отдельную электронную подпись только для услуг Росреестра.

Так как возможность использовать Интернет и современные технологии по разным причинам существует сейчас не у всех граждан России, введение все большего количества электронных услуг не означает, что их нельзя будет получать в обычном порядке – при лично обращении в соответствующий офис или по почте.

Вопрос: А какие преимущества получает гражданин, воспользовавшись электронным способом получения услуг?

Ответ: Получение услуг Росреестра в электронном виде имеет явные преимущества по сравнению с традиционным способом – обращением непосредственно в офис приема-выдачи документов.
Во-первых, заявитель не теряет времени на визит в офис, а может получить услугу в любое удобное время, находясь дома или на работе. Во-вторых, при получении услуги в электронном виде размер платы и государственной пошлины сокращается на 30-50 %. В-третьих, информация при получении услуг в электронном виде надежно защищена, так как предусмотрено резервное копирование данных на всех уровнях.

Кроме того, гражданин получает возможность самостоятельно контролировать статус заявлений, при электронном способе получения услуг освобождается определенное число специалистов Управления для организации более качественной работы с документами, ну и, наконец, сокращаются личные контакты с сотрудниками регистрирующих органов с целью предупреждения коррупции.

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области