С 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Теперь все рабочие места с вредными и опасными условиями труда подлежат обязательной проверке на принадлежность к тому или иному классу условий для трудящихся.

От этого будет зависеть предоставление гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности и размер дополнительного тарифа в Пенсионный фонд за сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию. С этого года введены дополнительные дифференцированные тарифы (от 2% до 8%) и предусмотрено освобождение от них с учетом проведения оценки условий труда и выявления класса условий труда. Если оценка не проводится, то доп.тариф составит 6% и 4% в зависимости от тяжести условий труда.

Также Законом предусматривается, что работодатели на вредных и опасных производствах могут осуществлять досрочное негосударственное пенсионное обеспечение своих работников. В этом случае они освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Предполагается, что между работодателем и негосударственным пенсионным фондом будет заключен договор в пользу работников и с их обязательного согласия. Специальная пенсионная программа предусматривает категории работников, на которых распространяется негосударственное пенсионное обеспечение, устанавливает порядок уплаты страховых взносов и ее периодичность, допускает возможность софинансирования своей досрочной пенсии со стороны работников, а также устанавливает условия уплаты взносов за счет трудовых доходов сотрудников и порядок выплаты пенсии. При этом типовые пенсионные программы будут утверждены Правительством РФ.

Добавим, что дополнительные страховые взносы в отношении лиц, работающих на вредных и опасных производствах, введены целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы. Ранее досрочные пенсии устанавливались в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов и финансировались за счет общих доходов ПФР. Существовал определенный дисбаланс — взносы за работников уплачивались на общих основаниях, а право на пенсию они получали раньше установленного возраста. К тому же, это снижало возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).