Происходит ли улучшение жилищных условий в случае, если в договоре купли-продажи владелец государственного сертификата выступает в роли «покупателя», а ее супруг - «продавца»? Вправе ли территориальный орган ПФР принять решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в данном случае?
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон) лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Необходимо отметить, что ограничений сделок по приобретению жилого помещения между продавцом и покупателем, имеющим те или иные отношения, в том числе и родственные, а также наличие прописки владельца сертификата в приобретаемом жилье нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления дополнительных мер государственной поддержки, не предусмотрено.
В нормативных правовых актах, регулирующих направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий отсутствуют критерии, согласно которым территориальный орган ПФР может и имеет право сделать вывод об улучшении или отсутствии улучшения жилищных условий.
Вместе с тем, при наличии у территориального органа ПФР информации о непригодности для постоянного проживания жилого помещения, приобретаемого за счет средств материнского (семейного) капитала, территориальному органу ПФР при принятии решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала необходимо учитывать Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2016 № 1-КГ16-9.
Кроме того отмечаем, что в случаях выявления фактов, позволяющих усомниться в законности использования средств материнского (семейного) капитала, территориальный орган ПФР направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы.