Основным содержанием деятельности регистрирующего органа является юридический анализ представляемых документов для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в ней. В статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) эта деятельность описывается как "правовая экспертиза и оценка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с законом о регистрации".
Физические и юридические лица, обращающиеся за государственной регистрацией, часто сталкиваются с такой проблемой как предоставление правоустанавливающего документа в качестве основания для государственной регистрации.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (далее – ГК РФ) устанавливает основания, влекущие возникновение прав, Закон о регистрации определяет их документальное выражение - правоустанавливающие документы, на основании которых вносятся регистрационные записи.
Перечень оснований для государственной регистрации содержит статья 17 Закона о регистрации. В связи с тем, что исчерпывающего перечня правоустанавливающих документов составить невозможно, необходимо выделить их основные признаки.
Основными признаками правоустанавливающего документы являются: во-первых, правоустанавливающий документ должен соответствовать требованиям законодательства, действовавших в период его составления. Это относится как к актам государственных органов и должностных лиц, так и к сделкам. Статья 48 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. предусматривала недействительность сделки, не соответствующей требованиям законодательства, аналогичную норму содержит статья 168 ГК РФ. Ничтожным является и акт государственного органа, устанавливающий право на объект недвижимости, если такой акт издан ненадлежащим органом либо надлежащим органом, но в нарушение установленного порядка.
Во-вторых, правоустанавливающий документ должен бесспорно подтверждать вещное право указанного в нем лица на указанный объект недвижимости.
Данное правило означает, что документ не должен содержать информации, которая может быть неоднозначно истолкована. В частности, в нем должен быть четко индивидуализирован как субъект права, так и его объект.
Закон о регистрации и изданные на его основании Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяют требования к правоустанавливающим документам. В соответствии со статьей 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Однако необходимо иметь в виду, что требования статьи 18 Закона о регистрации могут предъявляться только к документам, составленным после вступления в силу Закона о регистрации (31 января 1998 года). Что же касается документов, имеющих более ранние даты, то к ним эти требования неприменимы, они могут содержать любую совокупность признаков, достаточных для индивидуализации субъекта и объекта.
Таким образом, бесспорность документа означает, что у лица, которому он предъявлен, не может возникнуть обоснованных сомнений в принадлежности предъявившему его лицу указанного в нем права на указанный объект. В случае же наличия оснований для таких сомнений документ может быть признан правоустанавливающим лишь при условии его исправления в установленном порядке. При невозможности такого исправления право на объект может быть установлено судебным решением.
В-третьих, документ должен быть исчерпывающим в определении прав лица на объект. Это означает, что при соответствии двум другим ранее названным признакам документ должен быть достаточным основанием для возникновения соответствующего права и содержать исчерпывающее описание этого права.
Таким образом, правоустанавливающим является документ (совокупность документов), который на основании законодательства и нормативных актов, действовавших в период его составления, бесспорно подтверждает право указанного в нем лица на указанный объект недвижимости и при этом не требует для установления зафиксированного в нем права каких-либо других документов.
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области