Потребитель - одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создает спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силен на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.
Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать?
1. Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить.
2. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продается с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание.
3.Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары.
Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определенную последовательность действий:
 осознание необходимости приобретения чего-либо;
 поиск информации о необходимом товаре или услуге;
 оценка и анализ всех возможных вариантов покупки;
 принятие решения о покупке.
В связи с этим выделяют несколько видов финансовых трат при рациональном поведении потребителя: обязательные (минимальные, самые необходимые) расходы - на еду, одежду, проезд, оплату коммунальных услуг и т. д. - и произвольные: на хобби, товары высокого уровня потребления, путешествия и пр.
Таким образом, анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, то есть с наибольшей выгодой для себя, покупку.