Торговля товарами посредством заказа их через Интернет в российском законодательстве определена как «дистанционный способ продажи товара» и регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон), Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом).
В соответствии со статьей 26.1 Закона, еще до заключения договора продавец должен предоставить потребителю сведения об основных потребительских свойствах товара; месте нахождения продавца; месте изготовления товара; полном фирменном наименовании продавца или изготовителя; цене и условиях приобретения товара; особенностях доставки товара; сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; порядке оплаты товара; сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Данные сведения могут быть размещены на сайте продавца.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).
В момент доставки товара покупателю также должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, а также полные сведения о товаре. Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором. Если в договоре срок доставки не определён и отсутствуют возможности определить этот срок, товар передаётся продавцом покупателю в разумный срок. Обязательства, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении.
Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
При доставке заказанного товара, потребителю необходимо:
-изучить информацию о товаре и изготовителе, которая должна содержать: наименование товара, основные потребительские свойства товара, гарантийный срок (если он установлен), правила и условия эффективного и безопасного использования товара, сведения о сроке службы или сроке годности товара, адрес (место нахождения), полное фирменное наименование продавца, сведения об обязательном подтверждении соответствия товара обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ, цену, порядок и условия оплаты товара. Указанная информация должна быть в момент доставки товара доведена до сведения покупателя в письменной форме (для импортных товаров - на русском языке);
- проверить целостность, комплектность, соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей и документации к товару, прочие характеристики и данные доставленной вещи.
Могут возникнуть ситуации, при которых покупателя не устроит товар, приобретенный дистанционным способом, при этом сам товар будет надлежащего качества. В таком случае возврат товара возможен в течение семи дней после его получения (а в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, - в течение трех месяцев с момента передачи товара), если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, т.е. если товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Покупатель может отказаться от покупки и до момента передачи ему товара. При этом, он должен возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (497 статья ГК РФ). К таким действиям может относиться доставка товаров.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков регулируются положениями ст. 18 - 24 Закона, как и при обычной розничной торговле.
Сообщаем, что по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав потребителей, граждане могут обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по адресу: г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 1, кабинет № 5. Консультирование потребителей на личном приеме (в том числе посредством телефонной связи, тел.: 2-77-54) проходит каждую пятницу с 14.00 до 16.45.