Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах значительное внимание уделяется надзору за централизованным водоснабжением населения и обеспечением доброкачественной питьевой водой населения Никольского муниципального района.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем водоснабжения в Никольском муниципальном районе в 2014 г. и в истекшем периоде 2015 г. неоднократно выявлялось несоответствие качества питьевой воды, подаваемой населению для питьевых целей из централизованных водопроводных сетей (водоразборных колонок), источниками водоснабжения которых являются артезианские скважины, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям «бор» и «фтор».
На ухудшение качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения влияет отсутствие сооружений по соответствующей очистке питьевой воды.
Правильно оценить качество и безопасность питьевой воды у себя дома можно обратившись в аккредитованную испытательную лабораторию. Его специалисты на возмездной основе сделают анализ воды и дадут заключение.
Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон о защите прав потребителей) устанавливает право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. В соответствии с требованиями ст. 4 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан оказать потребителю услугу надлежащего качества, соответствующую условиям договора и обычно предъявляемым требованиям, а также пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Согласно ст. 29 Закона о защите прав потребителей при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель (гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) вправе по своему выбору потребовать, в том числе, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги.
Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с п. 98 вышеуказанных правил, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Также подлежат возмещению убытки и вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Исполнитель обязан принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Сообщаем, что в случае неудовлетворения исполнителем прав потребителя в добровольном порядке, в соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ, Вы имеете право на защиту своих прав судом.
В этом случае может быть предъявлено требование о компенсации морального вреда, причиненного исполнителем. Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Понятие «моральный вред» закреплено в ст.151 ГК РФ, где под моральным вредом понимают физические или нравственные страдания, причиненные гражданину нарушением его прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из требований разумности и справедливости.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Специалист-эксперт территориального отдела И.А. Бушмакова