Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего установленный порядок регулирования цен при подключении объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения, по результатам которой установлено следующее.
ООО «Водоканалсервис» взимается плата с граждан – потребителей за введение в эксплуатацию приборов учета воды.
Директором организации утверждена и введена в действие калькуляция на стоимость работ по проверке правильности установки, монтажа и постановки на учет водомерного счетчика в случае его установки сторонней организацией, допуска приборов учета воды в эксплуатацию. Согласно утвержденной калькуляции стоимость работ, с учетом НДС на работы по приему и допуску прибора учета воды в эксплуатацию составляет 799 рублей 33 копейки. В состав платы входят: оплата труда прораба, слесаря, районный коэффициент, отчисления от ФОТ, работа автомобиля, постановка на учет водомера, накладные расходы, плановые расходы, налог при УСН.
Данные действия являются незаконными по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с законодательством документальное оформление прибора учета и осуществление расчета размера платы исходя из показаний приборов учета являются обязанностями исполнителя, в силу чего взимание платы за исполнение данных обязанностей не соответствует действующему законодательству.
Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибор учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, т.е. обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену.
Кроме того, установленный прибор, включенный в Государственный реестр средств измерения РФ, имеющий сертификат соответствия и клеймо государственной поверки, уже имеет пломбу, установленную заводом изготовителем, что в полной мере соответствует требованиям к качеству ИПУ, установленным государственными стандартами (ГОСТ Р 50601-93, ГОСТ Р 50193.1-92, ГОСТ 14167-83, ГОСТ 29216-91).
Таким образом, обязательное приобретение услуги по приему и допуску приборов учета воды в эксплуатацию не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, действия водоснабжающей организации по навязыванию дополнительной платной услуги по приему и допуску приборов учета воды в эксплуатацию противоправны и нарушают права потребителей.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор района 18.04.2014 обратился в Никольский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц с требованием признать незаконными действия ООО «Водоканалсервис», выразившиеся в навязывании гражданам – потребителям коммунальных услуг дополнительной платной услуги по приему и допуску приборов учета воды в эксплуатацию, исковое заявление 06.06.2014 рассмотрено и удовлетворено. Данное решение суда обжаловано ООО «Водоканалсервис», определением Вологодского областного суда от 08.08.2014 решение оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Также в рамках указанной проверки в действиях ООО «Водоканалсервис» установлены нарушения законодательство о ценообразовании, при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства на территории города Никольска к централизованной системе водоснабжения,
Разделом II Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 установлено, что от 13 мая 2013 г. N 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения входит в систему регулируемых тарифов.
Проверкой установлено, что РЭК «Вологодской области» не установлен тариф для ООО «Водоканалсервис» на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, так как для установления данного тарифа ООО «Водоканалсервис» в РЭК Вологодской области не обращалось. Вместе с тем, ООО «Водоканалсервис» взимается плата с граждан за подключение к централизованным сетям холодного водоснабжения.
Таким образом, ООО «Водоканалсервис» в нарушение ч. 13 ст. 18, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», при отсутствии установленного тарифа Региональной энергетической комиссией Вологодской области взимало плату с потребителей за подключение (технологическое присоединение) к централизованной сети водоснабжения.
По результатам проверки прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно нарушение установленного порядка ценообразования в отношении директора ООО «Водоканалсервис» 30.09.2014 г.
По результатам рассмотрения постановления прокурора РЭК Вологодской области 16.10.2014 директор ООО «Водоканалсервис» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Помощник прокурора района юрист 2 класса А.В. Пахолков