Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Правильно организованный сон, еда и физическая активность - ключевые условия сохранения здоровья и работоспособности у наших детей.
Режим дня и питания школьника
Заранее установленный режим дня в жизни школьника и, в особенности, первоклассника, четкий распорядок дня помогают ребенку быть собранным и дисциплинируют его.
Основными элементами режима дня школьника являются правильное чередование учебы и отдыха, регулярный прием пищи, сон определенной продолжительности с точным временем подъема и отхода ко сну. Кроме того, в режим дня включается время, необходимое для утренней гимнастики и гигиенических процедур, приготовления домашних заданий, отдыха и прогулок.
После пробуждения в течение 10-15 минут рекомендуется делать зарядку, это позволит организму активно включиться в работу. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. Зарядку лучше делать в хорошо проветренной комнате, в теплое время года – при открытом окне или на свежем воздухе. После зарядки следуют водные и гигиенические процедуры.
Завтрак должен быть горячим и довольно плотным, его калорийность должна составлять четверть от суточной потребности ребенка. Ребенку лучше принимать пищу 4-5 раз в день через 3,5-4 часа. Рацион школьника должен быть сбалансирован по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания. Пищу лучше варить, готовить на пару, тушить или запекать. Рекомендуется также исключить из рациона питания продукты с раздражающими свойствами: жареные, соленые и острые блюда. Еду необходимо принимать не спеша, в спокойной обстановке.
После школы приступать к домашнему заданию лучше через 1,5-2 часа, так как ребенку необходим отдых для восстановления сил. На приготовление домашних уроков школьникам младших классов нужно отводить 1,5-2 часа. Оптимальным является время с 16 до 18 часов, когда информация усваивается лучше всего. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее сложных заданий, в процессе следует делать 15-минутные перерывы через каждые 30-40 минут. Уроки нужно готовить в тишине, любой шум – это добавочная нагрузка для мозга, из-за которой утомляемость наступает быстрее.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Наиболее эффективным видом отдыха являются прогулки, игры на свежем воздухе. Они помогают насытить кровь кислородом, восполнить недостаток ультрафиолета, и в целом закалить организм. Гулять желательно несколько раз в день: до приготовления уроков, после них и перед сном. Рекомендуемая продолжительность активного отдыха на воздухе для младших школьников – 3-3,5 часа, для старшеклассников – 2,5 часа в день.
В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.
Для здоровья школьника важно количество и качество сна.
Учащиеся 1-4 класса должны спать не меньше 10-10,5 часов, 5-7 классов – 10,5 часа, 8-9 классов - 9-9,5 часа, 10-11 класса - 8-9 часов. Первоклассникам рекомендован дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти несколько простых правил: ложиться спать в одно и то же время; после 19 часов прекратить шумные игры и прочие возбуждающие нервную систему мероприятия; сформировать собственный "ритуал" подготовки ко сну: вечерний душ, прогулка, чтение. Спать лучше в полной темноте и хорошо проветриваемом помещении. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Миллионы детей используют компьютеры каждый день для обучения и отдыха, как в школе, так и дома. Но долгое сидение за компьютером имеет и отрицательные стороны: повышается утомляемость, могут появиться раздражительность, нарушение сна, головная боль, нарушение осанки, ухудшение зрения. Время работы за компьютером для дошкольников специалисты рекомендуют ограничить 15–20 минутами, а для младших школьников 30–40 минутами в день. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа.
Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость!