Почти 70% дорожно-транспортных происшествий с участием грузового транспорта происходит по вине «частников». Они же являются виновниками более половины аварий с погибшими. Установка устройства, контролирующего соблюдение труда и отдыха, может повлиять на изменение этой ситуации в лучшую сторону. Тахограф – это не панацея от ДТП, но это один из доступнейших способов предотвратить возможную катастрофу.
С 1 июля 2016 года вступила в силу новая редакция приказа Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Теперь на внутрироссийских перевозках законным считается использование только цифровых тахографов, отвечающих требованиям 36 и 273 приказов Минтранса России. Их отличительной особенностью является практически полное отсутствие возможности внешнего вмешательства в конструкцию устройства с цель, например, «подмотки» пробега и криптографическая защита записанной информации.
Водители транспортных средств обязаны:
- перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
- осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается ежедневный период работы, определяются и регистрируются автоматически);
- изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;
- по требованию представителей контрольных органов (инспекторов ДПС) предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
- не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
- не извлекать карту во время движения транспортного средства;
- не использовать карту водителя по истечении срока ее действия.
Штрафные санкции за управление транспортным средством без тахографа или с выключенным и неисправным тахографом прописаны в статье 11.23 КоАП РФ. Управление или выпуск на линию грузовика или автобуса без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректную регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха или с выключенным тахографом водителя влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тысяч рублей; на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей. Нарушение режима труда и отдыха водителем, которое подтверждается данными с тахографа (распечатка), в свою очередь, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей. Контроль соблюдения требований ст. 11.23 КоАП РФ возложен на инспекторов ДПС (ГИБДД) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).