С 15 ноября 2014 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утративших силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, в частности, законом устанавливается, что, за неуплату административных штрафов в установленный КоАП РФ срок военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов будут нести административную ответственность на общих основаниях (до настоящего времени указанные лица в соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ за неуплату административных штрафов несли дисциплинарную ответственность).
Федеральным законом вносятся изменения в статью 3.3 КоАП РФ, уточняющие, что если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отношении данного лица будет назначаться только то из административных наказаний, которое ему может быть назначено. Это изменение актуально в связи с тем, что до настоящего времени, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает как основное, так и дополнительное наказание (например, часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа и в виде лишения права управления транспортными средствами), но лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не может быть подвергнуто одному из них (например, в отношении солдата, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ не может применяться административный штраф), то данное лицо не могло быть подвергнуто и второму (дополнительному) наказанию.
В статью 11.23 КоАП РФ вносится уточнение, что данная норма применяется как за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим тахографом, так и за выпуск на линию такого транспортного средства. Необходимо отметить, что для должностных лиц за данное правонарушение КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от 5 000 до 10 000 рублей.
В связи с тем, что для управления мопедами и скутерами в настоящее время требуется получать водительское удостоверение категории «М» (либо иметь водительское удостоверение с любой другой открытой категорией), в примечание к статье 12.1 КоАП РФ вносится изменение, распространяющее на водителей данных транспортных средств все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, исключающее ранее предусмотренных частью 2 статьи 12.29 КоАП РФ таких субъектов совершения правонарушения.
Вносится изменение в часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ, уточняющее, что наказуемым является управление транспортным средством не только с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, но и с видоизмененными государственными регистрационными знаками, а равно с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть. Ответственность за данное административное правонарушение остается прежней – административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
Вводится административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за выдачу диагностической карты на транспортное средство, не проходившей технический осмотр, а равно незаконное внесение информации в единую информационную систему технического осмотра по частям 3 и 4 статьи 14.4.1 КоАП РФ – штраф от 100 000 до 300 000 рублей (административный протокол составляют сотрудники МВД, рассматривает суд).
Еще одно изменение в части ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок вносится в статью 20.25 КоАП РФ. Так, к лицу, в срок не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста. Такому лицу будет назначаться наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.
Право рассмотрения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ будет предоставлено всем сотрудникам ГИБДД, имеющим специальное звание.
В статью 24.5 КоАП РФ вносится уточнение, что обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не просто постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации. Таким образом, в случае ошибочной квалификации должностным лицом деяния лица будет допускаться прекращение дела по одной статье (части статьи) КоАП РФ с одновременным возбуждением нового дела по другой статье (части статьи).
Конкретизируется порядок действий сотрудников полиции в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности. В этом случае производство по делу об административном правонарушении будет прекращаться только после применения мер обеспечения, необходимых для пресечения противоправного действия, то есть – после отстранения вышеуказанного лица от управления транспортным средством и задержания данного транспортного средства.
Одно из основных изменений в КоАП РФ, предусмотренных данным Федеральным законом, касается исключения обязательности так называемого «института понятых». Так, новой редакцией статьи 25.7 КоАП РФ предусматривается, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий (за исключением личного досмотра) эти процессуальные действия будут совершаться в отсутствие понятых, о чем будет делаться запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись совершения процессуальных действий будет прилагаться к протоколу либо акту.
Еще одно из существенных изменений – исключение из статьи 27.13 КоАП РФ такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как «запрещение эксплуатации транспортного средства». Данная мера до настоящего времени реализовывалась путем снятия с транспортного средства государственных регистрационных знаков. Однако, поскольку в настоящее время владелец транспортного средства имеет возможность изготовить дубликаты государственных регистрационных знаков на любом предприятии-изготовителе регистрационных знаков, дальнейшее применение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении признано нецелесообразным.
Статья 28.6 КоАП РФ дополняется положением, согласно которому при отказе от получения копии постановления по делу об административном правонарушении непосредственно на месте совершения правонарушения данная копия будет высылаться лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Также уточняется, что протокол об административном правонарушении, который составляется в случае, если лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное административное наказание, должен быть приобщен к вынесенному по делу постановлению. В указанном протоколе должностное лицо зафиксирует все имеющиеся по делу доказательства, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, получит возможность написать свои объяснения, чтобы в дальнейшем подать в установленном порядке жалобу на вынесенное по делу постановление.
В части постановлений, вынесенных за административные правонарушения, зафиксированные средствами видеофиксации, уточняется, что в таком же порядке (то есть в форме электронного документа и без присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности) будет выноситься постановление в случае подтверждения содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Помимо этого, устанавливается, что экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, могут направляться лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не только по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В статью 29.6 КоАП РФ, регламентирующую сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, Федеральным законом вносится изменение, согласно которому постановление по факту нарушения, выявленного с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, должно быть вынесено в 15-дневный срок.
В статью 30.1 КоАП РФ вносится уточнение, согласно которому в арбитражный суд обжалуется не любое постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а только постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Во всех остальных случаях (в том числе в случае обжалования постановления, вынесенного за административное правонарушение в области дорожного движения) жалоба должна будет подаваться в суд общей юрисдикции.
Статья 30.8 КоАП РФ дополняется положениями, согласно которым копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения должна будет направляться должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а копия решения по жалобе на постановление по делу, рассмотренному органом, должностным лицом, в тот же срок должна будет направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Статья 30.12 КоАП РФ дополняется нормой, согласно которой вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.
Законом также корректируется ряд положений статьи 32.2 КоАП РФ, регламентирующих направление постановлений, административный штраф по которым не был уплачен в установленный срок, судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. Так, если до настоящего времени в подразделения ФССП России направлялись оригиналы соответствующих постановлений, то теперь устанавливается, что оригинальное постановление будет храниться в вынесшем его органе, а для принудительного исполнения в структурные подразделения ФССП России будет направляться второй экземпляр указанного постановления. При этом будет допускаться изготовление второго экземпляра постановления в форме электронного документа, юридическая сила которого будет подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью, и направление данного второго экземпляра постановления судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.
В статьях 32.6 и 32.7 КоАП РФ для их единообразного понимания всеми правоприменителями Федеральным законом уточняются некоторые формулировки в части порядка исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами.
Помимо этого, устанавливается, что по истечении срока лишения права управления транспортными средствами водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) возвращаются не только после проверки знания Правил дорожного движения, но и после уплаты в установленном порядке всех административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.