На вопрос «Вы давно пользуетесь своим земельным участком, а права на него зарегистрированы в установленном порядке?» вологжане отвечают: «А зачем? Ведь можно обойтись и без нее. А так придется платить налоги, пошлину за регистрацию». Так отвечают вологжане, не разбирающиеся в нюансах государственной регистрации прав на недвижимость. А разобраться в данных вопросах нам поможет Елена Орлова, начальник отдела регистрации земельных участков, арестов, ограничений Управления Росреестра по Вологодской области.
Вопрос: Что такое Единый государственный реестр недвижимости и чем на сегодняшний день должно быть подтверждено зарегистрированное право на недвижимость?
Ответ: Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – это единственный источник, содержащий актуальные данные об объектах недвижимости и их владельцах.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Вопрос: Какими документами подтверждаются зарегистрированные права на недвижимость?
Ответ: До 15.07.2016 после государственной регистрации права на невидимость его правообладателям выдавали свидетельство на право собственности на объекты недвижимости. В настоящее время после осуществления государственной регистрации прав на недвижимость собственники получают выписку из ЕГРН, которая подтверждает их право собственности. Выписка из ЕГРН представляет собой документ, отображающий сведения об объекте недвижимости, включая сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, полученные из ЕГРН на территории Российской Федерации. Обращаю внимание, что выписка из ЕГРН содержит актуальную информацию только на момент ее выдачи.
Вопрос: Зачем гражданам регистрировать права на недвижимость в ЕГРН?
Ответ: Нередки ситуации, когда у вологжан имеются на руках правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, однако, права на них не зарегистрированы. Например, после окончания долевого строительства на квартиру дольщик решил права на готовое жилье не регистрировать, владельцы земельных участков, предоставленных им до 31.01.1998 года не спешат с регистрацией прав на землю и то, что на ней расположено, владельцы квартир по договорам приватизации и др.
Управление Росреестра по Вологодской области советует вологжанам зарегистрировать свои права на недвижимость в ЕГРН по разным причинам.
Во-первых, наличие зарегистрированного права на недвижимость в ЕГРН позволяет каждому владельцу объекта свободно распорядиться им: продать, подарить, заложить, оформить наследство. Зарегистрированное в ЕГРН право – это защиты от возможных мошеннических действий с недвижимостью путем подделки правоустанавливающих документов.
Во-вторых, отсутствие зарегистрированного права собственности на объект недвижимости (его точных характеристик) может повлечь неправильную кадастровую оценку недвижимости, что приведет к неверному начислению налога на недвижимость.
В-третьих, отсутствие зарегистрированного в ЕГРН права может лишить компенсации в случае утраты имущества (изъятие для гос.нужд, вследствие пожара, наводнения и др.).
В-четвертых, правоустанавливающие документы, хранящиеся у вологжан, могут быть утеряны или содержать описки, неверную информацию, вследствие чего осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимость на основании таких документов будет проблематично либо придется обращаться в суд.
Вопрос: Куда и с какими документами обращаться для регистрации прав?
Ответ: Документы для проведения государственной регистрации прав и кадастрового учёта объектов недвижимости можно подать в любой офис многофункционального центра, представив соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости.
Отмечаем, что с 01 января 2021 года не требуется оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию ранее возникшего права (до 31.01.1998) собственности на недвижимое имущество.