Рекомендации по идеальному рабочему месту школьника.

Удобное и функциональное рабочее место — залог успешной учебы и здоровья ребенка.

От организации рабочего места будет зависеть не только успеваемость ребенка, но и его здоровье (осанка и зрение!), но и настроение. Неправильно подобранная парта или стол могут привести к проблемам с позвоночником, хронической усталости и нарушению мозгового кровообращения у школьника. Очень важно изучить все нормы и требования к рабочему месту школьник. К самым важным относятся такие три столпа, как:

• Удобное расположение рабочего места в квартире;

• Правильная и удобная мебель;

• Хорошо организованные системы хранения.

Удобное расположение

Первое с чем вы столкнетесь, занявшись организацией места, где юный ученик будет заниматься. Ведь во время учебы ребенку ничего не должно мешать и отвлекать его. Используйте для этого

• Мобильную ширму;

• Штору;

• Открытый стеллаж или этажерку.

Предпочтительно, чтобы днем в комнате было хорошее естественное освещение. Если ребенок правша, свет должен падать слева. А если левша — наоборот. Поэтому оптимальное место для школьного стола находится около окна: это гарантирует хорошее естественное освещение. Есть одно, но: как правило, как раз там находятся отопительные батареи, а это причина сухого воздуха и возможных головных болей. В этом случае парту нужно поставить немного сбоку.

Правильная мебель: стул

Очень ответственный момент — выбор мебели. Это не только стол или парта, но и стул. В первую очередь это важно для здоровья ребенка. Осанка зависит именно от того на чем и как будет сидеть ребенок.

Стол и стул для ребёнка нужно подбирать под его рост – это избавит позвоночник от излишней нагрузки. Если мебель подобрана правильно, школьник сможет сидеть прямо, не сутулясь и не сжимаясь. Стул имеет правильную высоту, когда передний край его сидения находится на том же уровне, что и подколенная впадина ребёнка. Сиденье устанавливают так, чтобы угол между бедром и телом ребёнка составлял 90°, а его ноги упирались в пол. Спинка стула должна быть такой высоты, чтобы ребёнок мог опереться на неё всей спиной вплоть до лопаток. Такая поза снимает излишнее напряжение со спины.

Что выбрать — стул или кресло?

Преимущество кресла в том, что оно регулируется по высоте и углу наклона спинки, а на отдельных моделях даже присутствуют подставки для ног.

Неважно, что вы выберете - стул или кресло, главное:

• Сиденье должно быть удобным и мягким. Если это стул — используйте тонкую подушку.

• Сиденье должно быть устойчивым.

• Спина ребенка должна плотно прижиматься к ровной и твердой спинке (это снимает нагрузку с позвоночника).

Требования к столу

Специалисты советуют выбирать стол шириной 125-160 см, глубиной от 60-70 см. Под столом должно быть пространство шириной от 50-ти см, глубиной от 45 см. Край стола должен находиться на уровне детской груди. Для установления оптимальной высоты стола, ребёнок должен положить на стол руки. Когда они расположены под углом чуть больше 90° к поверхности стола – это правильная высота.

При работе за столом ножки ребенка должны находиться под прямым углом, на стол малыш должен опираться локтями, а коленки не должны упираться снизу в столешницу. Подобрать удобную позу для чтения, письма или рисования можно, обеспечив соответствующий наклон столешницы. Чтобы работать было удобно, столешницу рекомендуется располагать под таким углом:

• 0 — 5 – для рисования;

• 10 – для выполнения письменных работ;

• 20 – при чтении.

Системы хранения и антураж

На продуктивную работу влияют многие факторы, и порядок на рабочем месте является одним из них. Поэтому так важно грамотно организовать системы хранения. Обязательно нужна полка для книг и тетрадей. Расположить ее желательно в прямой доступности - над столом или сбоку, чтобы не нужно было бежать в другой конец комнаты за словарём или энциклопедией.

Вместо полок и стеллажей можно использовать выдвижные ящики стола. На магнитных, пробковых и грифельных досках удобно оставлять важные пометки и крепить записки. Дети часто забывают что-то, поэтому такой предмет будет приучать его к самоорганизации. Если позволяет место, разместите на стене глазные тренажёры, чтобы расслаблять уставшие от занятий глазки.

Географические карты на стене, схемы двигателей, таблицы элементов, строение человека, виды динозавров — весь этот вовлекающий в обучение антураж имеет огромное значение. Во-первых, визуально информация зачастую воспринимается лучше, чем на слух, а схематично изображенная — тем более. Во-вторых, такие пособия создают образовательный настрой, в отличие от постеров и плакатов.

Что нужно знать родителям первоклассника. Рекомендации по режиму дня

Если ребенок идет в первый класс, родителям необходимо заранее организовать режим дня ребенка, близкий к режиму дня будущего первоклассника в школе. Достаточно ранний подъем (в большинстве школ учебные занятия начинаются в 8:30 - 9:00 часов). Способность к выполнению задания (усидчивость) в течение 30 минут. Режим питания. Достаточное количество сна в ночное время.

Обучение детей в 1-м классе осуществляется с соблюдением особых требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; максимально допустимая недельная нагрузка для первоклассников должна быть не более 21 часа; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок; обучение детей проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий ; предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Количество часов, отведенных на освоение учебного плана общеобразовательного учреждения не должно превышать величину недельной образовательной нагрузки. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.

При составлении расписания уроков различные по сложности предметы в течение дня и недели обязательно должны чередоваться: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) с более легкими (уроки музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры). Наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий или покупать первокласснику не портфель, а ранец.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу первокласснику следует обеспечить медико-психологическую помощь, которая осуществляется педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками в детских садах и в школах.

Для поддержания активности ребенка в период учебных занятий необходимо обеспечить его полноценный отдых и сон.

После занятий в школе ребенку необходимо обязательно отдыхать, желательно – на свежем воздухе.

При утреннем подъеме в 7:00 часов целесообразно ложиться спать не позднее 22:00 часов. Перед сном следует исключить активные подвижные игры, компьютерные игры в гаджетах. Оптимальная продолжительность сна первоклассника должна составлять 11 часов.