Об итогах деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах в сфере защиты прав потребителей за I полугодие 2017 года и о работе ГИС ЗПП.

Одним из важных направлений деятельности территориального отдела является работа в сфере защиты прав потребителей.

В I полугодии 2017 года в целях исполнения функции федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проведено 76 проверок, из них плановых – 21, внеплановых – 55, 3 административных расследования. Надзорными мероприятиями охвачены приоритетные направления деятельности: медицинские услуги, образовательные услуги, бытовые услуги, услуги связи, финансовые услуги, прочие услуги (услуги учреждений культуры). Преобладает надзор в сфере торговли (более 30% проверок).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлялись нарушения законодательства, такие как:

  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной обязательной информации;
  • нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре, услуге;
  • продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов;
  • обман потребителей при реализации товара;
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
  • нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
  • нарушение правил предоставления отдельных видов услуг;
  • нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма;
  • нарушения требований технических регламентов.

Вышеуказанные нарушения послужили основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности (всего составлено 112 протоколов об административном правонарушении по 23 составам Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Удельный вес устраненных нарушений прав потребителей в общем числе выявленных при контрольно-надзорной деятельности, составил 91%, что говорит о готовности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, принимать своевременные и необходимые меры по устранению нарушений.

Особое внимание территориального отдела уделено гражданско-правовой защите потребителей. В I полугодии 2017 г. в судах дано 8 заключений по искам потребителей в сфере розничной торговли, бытового обслуживания населения, при этом, результативность работы по указанному направлению максимальная - в 100% случаев по данным делам судами приняты положительные для потребителей решения. В пользу потребителей в рамках гражданского судопроизводства за I полугодие 2017 года взысканы денежные средства в сумме 244,4 тыс. руб., из них возмещение морального вреда – 15,5 тыс. руб.

За отчетный период достигнуты положительные результаты в сфере исковой защиты прав потребителей. Так, в I полугодии 2017 г. в суд направлено 7 исковых заявлений (6 исковых заявлений в защиту неопределенного круга лиц (по факту включения в договор условий, ущемляющих права потребителя; по факту розничной продажи табачной продукции на расстоянии менее 100 м до границы территории образовательного учреждения; по факту необеспечения надлежащего порядка оказания медицинской помощи пострадавшим от присасываний клещей). Рассмотрено 5 исков, все удовлетворены. Также направлен 1 иск в защиту законных интересов группы потребителей (в сфере ЖКХ), иск удовлетворен.

Обеспечено проведение работы по реализации информационно-просветительской функции в рамках работы общественной приемной и посредством телефонной связи (дано 88 разъяснений законодательства). Рассмотрено 12 письменных обращений, из них 4 - с проведением внеплановой выездной проверки, 3 - административного расследования.

Информируем граждан о работе государственной информационной системы в сфере защиты прав потребителей, доступ к которой осуществляется по электронному адресу zpp.rospotrebnadzor.ru.

На портале опубликованы федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей, представлена информация по общественным объединениям потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку гражданам.

В открытом доступе размещены сведения о результатах проведенных проверок, в том числе в части нарушений требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям, а также информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

В модуле «Справочная информация» можно ознакомиться с памятками и алгоритмом действий потребителей в различных спорных ситуациях, помогут потребителям размещенные образцы претензий и исковых заявлений в суд, а также ответы на часто задаваемые вопросы.

В модуле «Виртуальная приемная» потребители могут оставлять сообщения, касающиеся сферы защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, оказания работ и услуг хозяйствующими субъектами. Считаем необходимым обратить внимание, что сообщения, оставленные потребителями в модуле «Виртуальная приемная», не являются обращениями в контексте Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответы на данные сообщения даются в лаконичной форме в течение 1-3 дней.

Сообщаем, что по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав потребителей, граждане могут обратиться в территориальный отдел по адресу: г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 1, кабинет № 5. Консультирование потребителей на личном приеме (в том числе посредством телефонной связи, тел.: 2-77-54) проходит каждую пятницу с 14.00 до 16.45.

Ведущий специалист-эксперт И.А. Бушмакова