Многие из нас с нетерпением ждут отпуска, предвкушая сказочное путешествие. Но иногда реальность оказывается не похожей на мечту. Для того, чтобы от путешествия остались только приятные впечатления, необходимо знать несколько правил.

Участниками правоотношений в сфере туризма являются: турист, заказчик туристского продукта, туроператор и турагент.

 Как правильно выбрать турфирму?

1. Для начала необходимо определить, кем является выбранная Вами турфирма: турагентом или туроператором. Это необходимо, так как исполнителем услуги является именно туроператор. В некоторых случаях одна и также организация может являться и турагентом, и туроператором.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 132-ФЗ) установлено:

туроператорская деятельность (туроператор) – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

турагентская деятельность (турагент) – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

2. Если турфирма является турагентом, необходимо выяснить, с каким туроператором она работает. Сведения о туроператоре должны быть внесены в Единый федеральный реестр туроператоров, который размещается на официальном сайте Ростуризма в свободном доступе в сети Интернет (reestr.russiatourism.ru). В свою очередь, каждый туроператор обязан на своем официальном сайте в сети Интернет разместить список турагентов, которые уполномочены реализовывать его турпродукт.

3. Туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение. Туроператоры, осуществляющие реализацию туристского продукта за границу (выездной туризм), должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Это является гарантией для возмещения туристам возможного ущерба при ненадлежащем исполнении туроператором условий договора.

Организациями, для которых не требуется финансовое обеспечение, являются организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд, государственные и муниципальные унитарные предприятия (учреждения), осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Что необходимо знать потребителю перед заключением договора?

С 24.04.2017 вступил в силу приказ Министерства культуры РФ от 31.10.2016 № 2386, которым утверждены типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком».

1. Заключая договор, помните, что в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель услуг обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемых услугах (туристском продукте), обеспечив возможность их правильного выбора.

2. ФЗ № 132-ФЗ, Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 определен состав потребительских свойств туристского продукта, среди которых: информация о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида – перевозчика, инструктора проводника, а также дополнительных услугах.

Заранее обговорите важные моменты, связанные с потребительскими свойствами туристского продукта. Особые требования к условиям перевозки, размещения и другим услугам, входящим в турпродукт, необходимо отразить в договоре о реализации туристского продукта.

3. Внимательно ознакомьтесь с информацией об услугах, которые включены в Ваш турпродукт, т.е. которые Вами оплачены и должны быть предоставлены Вам в рамках заключенного договора.

4. Не стоит принимать поспешных решений, касающихся предложений, которые нужно оплатить только сегодня, не давая себе времени подробно ознакомиться с условиями договора и все хорошо обдумать.

5. Внимательно читайте договор и все прилагающиеся к нему документы, прежде чем их подписать.

Часто в договоры включаются условия, ущемляющие права потребителя, которые противоречат требованиям законодательства. Например: о выставляемых штрафных санкциях потребителю при расторжении договора по его инициативе, о праве турфирмы на замену отеля в одностороннем порядке без согласия потребителя, о не возврате билетов на чартерные авиарейсы и т.д. Такие условия признаются недействительными, и если в результате исполнения условий договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем услуг в полном объеме.

Как действовать потребителю при обнаружении недостатков оказанной услуги?

При обнаружении недостатка оказанной услуги, входящей в турпродукт, необходимо обратиться к туроператору, который несет ответственность перед туристами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в соответствии с положениями ст. 9 ФЗ № 132-ФЗ.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Если туроператор допустил существенные нарушения условий договора (не предоставлены услуги по перевозке или размещению, нарушена безопасность туристского продукта), турист вправе обратиться в организацию, предоставившую финансовое обеспечение данному туроператору. В случае не удовлетворения требования потребителя можно обратиться в суд.

Если во время путешествия окажется, что туроператор не оплатил Вашу перевозку, размещение в стране временного пребывания, а также Вам необходима срочная эвакуация из страны, то Вы имеете право получить экстренную помощь от объединения туроператоров за счет средств компенсационного фонда (в том числе оплату услуг по перевозке и размещению). Порядок предоставления экстренной помощи и способы связи с объединением туроператоров в обязательном порядке должны быть прописаны в договоре о реализации туристского продукта.

Внимание! С 26 июня по 10 июля проводится «горячая линия» по вопросам оказания туристических услуг.

Вы можете получить консультации по туристическим услугам ежедневно в рабочие дни с 9-00 до 13-00 часов по телефону «горячей линии» 8-800-200-8172. В ходе работы «горячей линии» специалисты ответят на вопросы, касающиеся оказания туристических услуг, в том числе по вопросам действий потребителей при задержке авиарейсов, доведения установленной информации о туристском продукте и его исполнителях, правильности и своевременности оформления и выдачи документов, соблюдении сроков урегулирования претензий, дадут рекомендации поведения в условиях жаркой погоды, по купанию, питанию, прививкам и т.п.

Звонок на «горячую линию» бесплатный из любого населенного пункта Вологодской области.

Консультацию также можно получить в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» (г. Вологда)

тел. (8172) 75-32-98, (8172) 75-82-23.

Кроме этого сообщаем, что по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав потребителей, граждане могут обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по адресу: г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 1, кабинет № 5. Консультирование потребителей на личном приеме (в том числе посредством телефонной связи, тел.: 2-77-54) проходит каждую пятницу с 14.00 до 16.45.