Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается до 2 раз, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивает тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.

Опасен и только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения.

Когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:

* обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;

* вода из-под колес автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;

* вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;

* попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;

* под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;

* намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза.

На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью. Обязанность водителя — настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль плавно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости. Можно также включить передние и задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.

Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.

Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов. Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного. Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными.

Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, — вызывают сильное нервное напряжение у водителя. Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем. Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации. Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками. В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно.

В тумане не следует:

* приближаться слишком близко к автомобилю впереди;

* использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира, у вас будет ложное представление о расстоянии и его скорости;

* ставить автомобиль на стоянку в пределах дороги;

* двигаться слишком близко к осевой, при этом можете создать опасную ситуацию;

* пытаться проскочить полосу тумана в низине на дороге, именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди;

* пытаться обогнать впереди идущий транспорт — это рискованно и опасно.